«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь.» (Китайская мудрость) «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.» (В. Ключевский) «Не мыслям надобно учить, а мыслить.» (И. Кант) «Ученик – это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь.» (восточная мудрость)

Педагогическое кредо

«Ничто так глубоко и надолго не остается в памяти, как – то, что приобретено усилием мысли.»

Л.Н. Толстой

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ, КАК ВИД ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Знание только тогда становится знанием, когда оно применяется на практике.

Современный студент, поднимаясь по лестнице знаний, должен не только учиться эффективно и плодотворно работать, затрачивая при этом много свободного времени и сил, но и получать от процесса восхождения большое удовольствие.
Чтобы воспитать у студентов потребность к непрерывному образованию, мыслительной деятельности, непременным условием должно стать занятие исследовательской деятельностью.
Исследовательская работа способствует развитию профессиональных и личностных компетенций студентов, которые пригодятся ему в течение всей жизни: самостоятельность суждений, умение концентрироваться, постоянно обогащать собственный запас знаний, обладать многосторонним взглядом на возникающие проблемы, просто уметь целенаправленно и вдумчиво работать. Такой специалист конкурентоспособен.
Однако поговорим об исследовательских способностях. По данным статистики у большинства детей активное развитие исследовательских способностей происходит до 10 лет. Поэтому чем чаще мы говорим ребенку нельзя, не надо, не трогай, тем больше вредим ему. Вряд ли такой ребенок будет занят поиском истины при возникновении проблемы, и уж тем более не будет великим исследователем. Статистика вещь жестокая, однако, не категоричная. Человек учится, познает новое, развивается на протяжении всей своей жизни. А для его успешного обучения и развития необходима мотивация познавательной активности.

Мотивация – это некий циклический процесс непрерывного взаимного воздействия, преобразования, в котором субъект и ситуация влияют друг на друга, результатом чего становится то или иное поведение.

Поэтому учебный процесс строится таким образом, чтобы заинтересовать студента. Преподавателями на занятиях используются различные наглядные пособия, игры, слайды. Но все это – внешняя мотивация. А успешность учебной деятельности зависит в первую очередь от мотивации внутренней, т.е. отношения студента к обучению:

  1. Учиться нужно потому, что это необходимо для дальнейшей жизни;
  2. Желание понять и освоить изучаемый материал, постановка целей для дальнейшей жизни;
  3. Интерес к изучаемым предметам, возможность участия в дискуссиях;
  4. Мысли о будущем, совесть, чувство долга, ответственность перед родителями;
  5. Интерес к выполнению заданий; исправлению ошибок; умению думать, рассуждать; к работе, требующей большого умственного напряжения.

Из схемы становится понятно, что исследовательская деятельность студентов - необходимая составляющая учебного процесса.
Одним из видов исследовательской деятельности является разработка и создание проектов. Проектная деятельность в колледже позволяет решить задачи обучающего и воспитательного характера в их неразрывном единстве.
Суть проектного метода заключается в реальной практической деятельности студентов, опирающейся на многие изучаемые дисциплины и позволяющей решить такие задачи как:
  1. Активизация познавательной и мыслительной деятельности;
  2. Формирование навыков научно-исследовательской деятельности;
  3. Развитие и реализация творческого потенциала;
  4. Формирование и развитие внутригрупповых отношений, умений работать в коллективе;
  5. Расширение студенческого самоуправления;

Таким образом, проектная деятельность способствует формированию профессиональной адаптивности в условиях информатизации общества.
Однако недостаточно поставить перед студентом задачу. Преподавателю необходимо помочь студенту в подборе нужной и важной литературы, подсказать возможные пути решения задачи и конечно мотивировать познавательную, исследовательскую деятельность. Опыт показывает, что сильной мотивационной основой для студентов является работа над проектами по интересной практически значимой и актуальной теме, работа над заданиями с прикладной и межпредметной направленностью. Работа над проектом позволяет имитировать в учебном процессе деятельность, которая осуществляется в реальной профессиональной жизни.
Темой проекта может стать создание небольших слайд - фильмов, отражающих темы и факты из истории дисциплины, важные даты и люди, подготовка методического материала к урокам, фрагменты уроков, внеклассных занятий и др. Т.е., например, при отработке пропусков и двоек студентам можно задавать не только написание рефератов, но и создание электронных пособий.
Или возможно развитие межпредметных связей не только между юридическими и экономическими дисциплинами, где связи напрашиваются сами собой, но и, например, между экономическими дисциплинами и дисциплинами, связанными с информационными технологиями. Работая над проектом, студент «финансист» исследует и подготавливает материал по дисциплине, а студент «программист» работает над созданием программного продукта. При этом возможные пути реализации они продумывают вместе. Результат их работы – это не только созданный проект, но и познание ранее не изучаемой дисциплины.
Несмотря на разнообразие проектов, все они в своем завершенном виде должны отвечать определенным общим требованиям:

  1. Предъявляемый материал должен быть структурирован в соответствии с авторской идеей.
  2. Интерактивность, «дружественный» интерфейс, продуманная система помощи, подсказок, комментариев - неотъемлемые составляющие эргономики проекта.
  3. Умелый подбор цветовой гаммы, шрифтов, иллюстраций, аудио- и видеофрагментов.

Цели проекта для учителя и студента:

  1. расширение знаний обучаемых в данной области,
  2. обучение целенаправленному поиску информации,
  3. развитие умения правильного отбора информации;
  4. формирование интереса к обучению;
  5. обучение систематизации информации;
  6. создание презентаций и др. электронных пособий.

Таким образом, тематика проектов, разработанных с применением информационных технологий практически безгранична. Например, при освоении возможностей графических редакторов (Paint, Adobe Photoshop, Corel Draw, MM Flash) можно предложить работу над следующими проектами: «Книжка с картинками» (по сказкам), «Фотоальбом группы», «Пейзажи с анимацией природных явлений». Для формирования навыков работы в Word и умений оперативного поиска и обработки информации возможна работа над проектами газеты колледжа “HomeStudium” с интерактивными элементами.
Итак

  1. Проектная деятельность учит формулировать проблему, планировать её решение, формирует навыки работы с информацией. Она делает обучаемых активными участниками процесса приобретения знаний, умений и навыков.
  2. Учебная мотивация усиливается от реализации своего проекта и личностных успехов, и достижений.
  3. Проектная работа — хороший способ пополнения методических пособий

^Вверх